Методика проведения практического экзамена на автодроме

содержание экзамена

организация проведения экзамена

порядок проведения экзамена

система оценки

упражнения

1. Содержание экзамена

1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС конкретной категории и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.

1.2. При проведении первого этапа практического экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:

1.3. Первый этап практического экзамена проводится на закрытой от движения площадке или автодроме (далее - площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена).

1.4. Комплексы испытательных упражнений содержат:

1.4.1. Для кандидатов в водители ТС категории "А" 3 упражнения:

Примечание. При приеме экзамена на мотоцикле с боковым прицепом выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие элементы:

1.4.2. Для кандидатов в водители ТС категорий "В", "С" и "D" 3 упражнения:

а) вариант 1:

б) вариант 2:

в) вариант 3:

Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается ежедневно начальником экзаменационного подразделения и объявляется кандидатам в водители непосредственно перед началом практического экзамена.

В случае, когда размеры и оборудование площадки позволяют организовать прием экзамена по всем трем вариантам одновременно, рекомендуется давать возможность кандидату в водители самому определять вариант, по которому будет проводиться экзамен, путем выбора случайным образом одной из трех карточек, на которых указаны номера соответствующих вариантов.

1.4.3. Для кандидатов в водители ТС категории "Е" ("В+Е", "С+Е", "D+Е") 2 упражнения:

1.5. Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не более 2 мин. При этом в экзаменационном ТС должен присутствовать его владелец (за исключением ТС категории "А"). Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена.

После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.

2. Организация проведения экзамена

2.1. Форма проведения экзамена - индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.

2.2. Первый этап практического экзамена проводится одним из двух методов:

а) один кандидат в водители выполняет в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в водители, не останавливая двигатель и не покидая ТС, информирует экзаменатора об окончании выполнения одного упражнения и о готовности к выполнению следующего;

б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно упражнение, предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению следующего упражнения.

Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от материально-технического оснащения экзаменационного подразделения, обустроенности и размеров площадки, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.

2.3. Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.

2.4. Упражнения №№ 1 - 4 выполняются только на ТС с механической трансмиссией.

Примечание. При проведении экзамена на получение права на управление ТС категории "D" допускается выполнение упражнения № 4 на ТС с автоматической трансмиссией.

2.5. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.

Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.

Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель - прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач - в нейтральном положении, стояночный тормоз - включен.

2.6. Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей следующим требованиям:

2.7. Не допускается проведение экзамена:

2.8. Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств.

Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться представители образовательных, автотранспортных учреждений (предприятий), военных комиссариатов и других организаций (далее - помощник).

3. Порядок проведения экзамена

3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.

3.2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.

3.3. При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.

Команды кандидату в водители должны подаваться четко и своевременно. При отсутствии возможности подачи команд голосом (нахождение экзаменатора вне зоны старта) экзаменатор может использовать систему условных жестов, значения которых предварительно доводятся до сведения кандидата в водители.

3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем - кандидатом в водители.

4. Система оценки

4.1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.

4.2. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка "ВЫПОЛНИЛ", отрицательная - "НЕ ВЫПОЛНИЛ".

Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.

Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении к Методике проведения первого этапа практического экзамена.

Оценка "ВЫПОЛНИЛ" выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.

Оценка "НЕ ВЫПОЛНИЛ" выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.

4.3. Итоговая оценка "СДАЛ" за первый этап практического экзамена выставляется, если кандидат в водители получил оценку "ВЫПОЛНИЛ" за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.

4.4. Итоговая оценка "НЕ СДАЛ" выставляется, если кандидат в водители отказался от выполнения упражнения или получил оценку "НЕ ВЫПОЛНИЛ" за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом.

4.5. В случае, если кандидат в водители получил оценку "НЕ ВЫПОЛНИЛ" за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется однократная возможность повторно выполнить это упражнение. Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном листе.

При положительном результате повторного выполнения упражнения за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется итоговая оценка "СДАЛ", при отрицательном - "НЕ СДАЛ".

Приложение к методике проведения первого этапа практического экзамена

Испытательные упражнения для проведения первого этапа практического экзамена

Список условных обозначениий

1. Упражнение № 1 ""Габаритный коридор", "габаритный полукруг", разгон-торможение"

1.1. Содержание.

Движение в "габаритном коридоре", подача рукой сигнала левого поворота (разворота), движение по траектории "габаритный полукруг", переключение передач при движении по прямой с низшей на высшую и с высшей на низшую, подача рукой сигнала торможения, остановка перед линией "СТОП" (рис. 1).

1.2. Задание кандидату в водители.

1.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

1.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

1.2.3. После остановки мотоцикла кандидат в водители должен:

1.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 1 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны старта, разгона, торможения, остановки, а его помощник - зону "габаритного коридора" и "габаритного полукруга".

 

Рис. 1. Упражнение № 1 "Габаритный коридор", "габаритный полукруг", разгон-торможение" Контрольная таблица № 1

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

отклонился от заданной траектории движения -

5

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -

5

не подал рукой сигнал левого поворота (разворота) -

5

остановился на расстоянии более 0,4 м перед линией "СТОП" или пересек ее -

5

Б. Средние

при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -

3

подал рукой сигнал левого поворота (разворота) после проезда середины "габаритного коридора" -

3

не переключил передачу с низшей на высшую или с высшей на низшую -

3

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

В. Мелкие

не подал рукой сигнал торможения -

1

произвел резкое торможение (допустил блокировку колеса) перед линией "СТОП" -

1

не включил ближний свет фары -

1

2. Упражнение № 2 ""Змейка", "колейная доска", движение с малой скоростью"

2.1. Содержание.

Движение по траектории "змейка", движение по "колейной доске", движение на малой скорости (рис. 2).

2.2. Задание кандидату в водители.

2.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

2.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить

2.2.3. После остановки мотоцикла кандидат в водители должен:

2.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 2 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны старта, "габаритного коридора" для движения с малой скоростью, остановки, хронометрирует время движения в "габаритном коридоре", а его помощник - зону "габаритной змейки", "колейной доски", подает сигнал к началу хронометража времени.

Рис.2. Упражнение № 2 <"Змейка", "колейная доска", движение с малой скоростью> Контрольная таблица № 2

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

отклонился от заданной траектории движения -

5

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -

5

пересек линию "СТОП" -

5

Б. Средние

при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -

3

не выполнил временной норматив при движении в "габаритном коридоре" с малой скоростью -

3

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

В. Мелкие

не включил ближний свет фары -

1

3. Упражнение № 3 "Габаритная восьмерка"

3.1. Содержание.

Движение по траектории "габаритная восьмерка" (рис. 3).

3.2. Задание кандидату в водители.

3.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

3.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

3.2.3. После остановки мотоцикла кандидат в водители должен:

3.3. Действия экзаменатора.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 3 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны остановки, "габаритной восьмерки", а его помощник - зону старта.

Рис. 3. Упражнение № 3 "Габаритная восьмерка" Контрольная таблица № 3

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

отклонился от заданной траектории движения -

5

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -

5

пересек линию "СТОП" -

5

Б. Средние

при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -

3

не выполнил временной норматив при движении в "габаритном коридоре" с малой скоростью -

3

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

В. Мелкие

не включил ближний свет фары -

1

4. Упражнение № 4 "Остановка и трогание на подъеме"

4.1. Содержание.

Движение по наклонному участку, остановка на наклонном участке перед линией "СТОП-1", трогание с места на наклонном участке, остановка перед линией "СТОП" (рис. 4).

4.2. Задание кандидату в водители.

4.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

4.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

4.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

4.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 4 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны старта, остановки перед линией "СТОП-1", фиксирует откат, а его помощник - зону остановки перед линией "СТОП".

Рис. 4. Упражнение № 4 "Остановка и трогание на подъеме"

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

не зафиксировал ТС в неподвижном состоянии при остановке на наклонном участке -

5

допустил откат ТС при трогании на наклонном участке более величины L -

5

пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -

5

Б. Средние

пересек линию "СТОП-1" (по проекции переднего габарита ТС) при остановке на наклонном участке -

3

при выполнении упражнения двигатель заглох -

3

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

3

[1] Превышение допустимой величины отката фиксируется следующим образом: после остановки ТС у линии "СТОП-1" на расстоянии L от заднего бампера (борта) устанавливается контрольная стойка. Если при трогании ТС на наклонном участке величина отката превысит допустимую, стойка будет сбита.

[2] Величина контрольного интервала L (в метрах) определяется по формуле: L=0,0125a+0,1, где a - величина продольного уклона (в процентах).

5. Упражнение № 5 "Параллельная парковка задним ходом"

5.1. Содержание.

Постановка ТС на стоянку задним ходом параллельно воображаемому краю проезжей части (рис. 5).

5.2. Задание кандидату в водители.

5.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

5.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

Примечание. После остановки ТС должно полностью оказаться в зоне стоянки, ограниченной стойками и прерывистой линией разметки.

5.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

5.3. Действия экзаменатора.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 5 и выставляет оценку за упражнение.

Рис. 5. Упражнение № 5 "Параллельная парковка задним ходом Контрольная таблица № 5

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

не пересек прерывистую линию (по проекции бокового габарита ТС) -

5

Б. Средние

не смог въехать в зону стоянки при одноразовом включении передачи заднего хода -

3

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки -

3

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

1

6. Упражнение № 6 "Змейка"

6.1. Содержание.

Проезд по траектории "змейка" (рис. 6).

6.2. Задание кандидату в водители.

6.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

6.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

6.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

6.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 6 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны "змейки" и остановки, а его помощник - зону старта.

Рис. 6. Упражнение № 6 "Змейка" Контрольная таблица № 6

 

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

отклонился от заданной траектории движения -

5

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -

5

Б. Средние

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

3

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

1

7. Упражнение № 7 "Разворот"

7.1. Содержание.

Разворот ТС на 180° в ограниченном по ширине пространстве, остановка перед линией "СТОП" (рис. 7).

7.2. Задание кандидату в водители.

7.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

7.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

7.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

7.3. Действия экзаменатора.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 7 и выставляет оценку за упражнение.

Рис. 7. Упражнение № 7 "Разворот" Контрольная таблица № 7

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -

5

Б. Средние

не смог развернуться при одноразовом включении передачи заднего хода -

3

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

3

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

1

8. Упражнение № 8 "Въезд в бокс"

8.1. Содержание.

Въезд в бокс задним ходом (рис. 8).

8.2. Задание кандидату в водители.

8.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

8.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

8.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

Примечание. Въезд в бокс может осуществляться из исходного положения, как с правой, так и с левой стороны от бокса по выбору кандидата в водители.

8.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 8 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зону остановки перед линией "СТОП", положение ТС в боксе, а его помощник - зону старта.

Рис. 8. Упражнение № 8 "Въезд в бокс" Контрольная таблица № 8

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -

5

Б. Средние

не смог въехать в бокс при одноразовом включении передачи заднего хода -

3

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

3

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

1

9. Упражнение № 9 "Постановка к платформе задним бортом"

9.1. Содержание.

Постановка прицепа задним бортом к имитатору погрузочной платформы (рис. 9).

9.2. Задание кандидату в водители.

9.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

9.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

9.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

9.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 9 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны "габаритного коридора", остановки перед имитатором погрузочной платформы, а его помощник - зону

Рис. 9. Упражнение № 9. "Постановка к платформе задним бортом" Контрольная таблица № 9

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

остановился на расстоянии более 1,5 м перед имитатором погрузочной платформы -

5

Б. Средние

не смог въехать в коридор при одноразовом включении передачи заднего хода -

3

остановился на расстоянии более 5 % длины автопоезда, но не более 1,5 м перед имитатором погрузочной платформы -

3

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

3

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

1

10. Упражнение № 10 "Прямолинейное движение задним ходом"

10.1. Содержание.

Движение в "габаритном коридоре" задним ходом, остановка перед линией "СТОП" (рис. 10).

10.2. Задание кандидату в водители.

10.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

10.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

10.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

10.3. Действия экзаменатора.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 10 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны "габаритного коридора", остановки перед линией "СТОП", а его помощник - зону старта.

Рис. 10. Упражнение № 10 "Прямолинейное движение задним ходом" Контрольная таблица № 10

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

5

не смог проехать габаритный коридор при одноразовом включении передачи заднего хода -

5

не пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -

5

Б. Средние

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

3

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

3

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

1


Содержание:

Методика проведения экзамена ГИБДД

1. Общие положения

2. Методика проведения теоретического экзамена

3. Методика проведения первого этапа практического экзамена (на автодроме)

4. Методика проведения второго этапа практического экзамена (в условиях реального дорожного движения)