Разгон и торможение

Правильность выбора передач определяет плавность разгона автомобиля и минимальное падение скорости при переключении передач. Выключаемая передача должна соответствовать скорости движения. Скорость, на которой можно переключаться с первой передачи на вторую, обычно составляет 15-20 км/ч. Переключение на третью передачу может быть осуществлено на скорости 25-30 км/ч. Поскольку разгон на первой, второй и третьей передачах длится несколько секунд, левую ногу лучше держать на педали сцепления, пока разгон не будет завершен. После того, левую ногу надо убрать с педали сцепления, чтобы избежать его случайного выключения, что опасно при движении на больших скоростях.

Причиной происшествий при начале движения часто бывает отсутствие важной привычки - перед пуском двигателя проверять, находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении. Включая двигатель, всегда выжимайте педаль сцепления.

Основная опасность резкого торможения - потеря контроля над управлением автомобилем в результате юза или заноса. Если вы, резко нажав на тормоз, заблокировали колеса автомобиля, т.е. они перестали вращаться и просто скользят по поверхности дороги - это юз. При юзе вы почти полностью теряете возможность изменять направление своего движения с помощью рулевого колеса. При заносе задняя часть вашего автомобиля уходит вправо или влево. Для того, чтобы избежать юза и заноса при торможении надо соблюдать следующие правила:

— не тормозить так, чтобы колеса длительное время были заблокированы;

— избегать торможения на поворотах;

— не тормозить при повороте рулевого колеса;

— плавно работать педалями газа, сцепления, а также рулевым колесом.

Сохранять контроль за управляемостью автомобиля и быстро остановиться можно используя прерывистый способ торможения. При этом способе вы как бы качаете педалью тормоза, то нажимая, то отпуская ее. Плавно и постепенно увеличивая усилие на педаль тормоза, вы сразу же отпускаете ее, если почувствовали начало заноса или юза, потом нажимаете опять, и так до полной остановки или пока не снизите скорость до нижнего уровня.

При движении в зимнее время и на скользком покрытии используйте торможение двигателем с переходом на пониженную передачу. Фактически торможение двигателем происходит всякий раз, когда вы отпускаете педаль газа, при этом не переходя на нейтральную передачу. Если надо затормозить более интенсивно, переключайтесь на пониженную передачу. Для этого выжмите педаль сцепления и нажмите на газ. Затем тут же еще раз нажмите на педаль сцепления, быстро включите пониженную передачу и отпустите педаль сцепления. Если скорость снизилась недостаточно, проделайте все то же самое, переходя еще на более низкую передачу. Торможение двигателем не только значительно снижает вероятность заноса, но и позволяет уменьшить износ шин и тормозных колодок. Торможение двигателем можно применять как для притормаживания, так и для экстренного торможения, сочетая его с торможением педалью тормоза.

Не злоупотребляйте педалью тормоза. У опытных водителей необходимость в педали тормоза возникает значительно реже, чем у неопытных, так как они заранее прогнозируют опасность и выбирают наилучший скоростной режим. Помните, что для снижения скорости обычно достаточно просто ослабить давление на педаль газа.

Тест 3. Разгон и торможение

1. При начале движения в условиях гололеда надо:

а) включить третью скорость;

б) включить первую скорость и резко включить сцепление;

в) включить вторую передачу, а потом перейти на первую;

г) включить вторую передачу и медленно включить сцепление.

2. При начале движения по спуску после остановки на краю дороги колеса вашего автомобиля должны быть направлены:

а) к центру дороги;

б) к обочине;

в) вперед.

3. Для того, чтобы избежать пробуксовки колес на скользкой поверхности дороги, надо:

а) попеременно использовать педаль газа и тормоза;

б) увеличивать скорость медленно;

в) перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение;

г) начать движение на второй передаче, как можно сильнее нажимая на педаль газа.

4. При начале движения стояночный тормоз надо выключить:

а) до запуска двигателя;

б) сразу после запуска двигателя;

в) сразу после включения передачи;

г) после начала движения.

5. При снижении скорости в условиях гололеда вы не должны:

а) переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

б) уменьшать давление на педаль газа;

в) переключаться на пониженную передачу;

г) подавать предупреждающий сигнал водителям транспортных средств, движущихся сзади.

6. Движение накатом (на нейтральной передаче) небезопасно, так как:

а) трансмиссия вашего автомобиля может выйти из строя;

б) теряется эффективность работы тормозов;

в) двигатель может заглохнуть, и вы потеряете контроль за управлением автомобиля.

7. Прежде чем нажать на тормоз для остановки автомобиля, надо:

а) проверить исправность ремня безопасности;

б) осмотреть обстановку сзади через зеркало заднего вида;

в) осмотреть обстановку слева и справа;

г) продолжать наблюдение за обстановкой впереди.

8. Когда вы готовитесь к торможению, надо:

а) держать одну ногу на педали газа, другую -не педали тормоза;

б) снять ногу с педали газа, поставить ее на пол;

в) держать одну ногу на педали сцепления, другую - на педали газа;

г) снять ногу с педали газа и перенести ее на педаль тормоза.

9. При движении на повышенной передаче медленная и плавная остановка может быть выполнена с использованием:

а) педали тормоза и педали сцепления одновременно;

б) только педали тормоза;

в) сначала педали сцепления, а затем тормоза;

г) сначала педали тормоза, а затем сцепления.

10. Если вы двигаетесь на большой скорости (на второй передаче) и хотите остановиться, используете:

а) педаль тормоза и педаль сцепления одновременно;

б) только педаль тормоза;

в) сначала педаль сцепления, а затем тормоза;

г) сначала педаль тормоза, а затем сцепления.

11. Для того, чтобы плавно остановить автомобиль, надо:

а) постепенно увеличивать давление на педаль тормоза до тех пор, пока автомобиль не остановится;

б) постепенно увеличивать давление на педаль тормоза, а затем непосредственно перед остановкой постепенно уменьшить давление на педаль тормоза;

в) увеличить давление на педаль тормоза по мере уменьшения давления на педаль газа;

г) равномерно надавливать на педаль тормоза до тех пор, пока автомобиль не остановиться.

12. Если вы останавливаете автомобиль в транспортном потоке при движении на подъем, надо:

а) использовать стояночный тормоз;

б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и нажать на педаль тормоза;

в) включить сигнал аварийной остановки, чтобы предупредить других водителей;

г) обеспечить большую дистанцию до автомобиля, движущегося сзади.

13. Если вы ненадолго останавливаете автомобиль на ровном участке дороги:

а) поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение;

б) нажмите на педаль сцепления и держите ее в таком положении;

в) включите первую передачу;

г) включите первую передачу и частично выжмите педаль сцепления.

14. Когда вам необходимо резко остановить автомобиль, надо:

а) держать рулевое колесо как можно менее напряженно;

б) если позволяет время, несколько раз нажать на педаль тормоза;

б) резко повернуть автомобиль направо или налево для того, чтобы увеличить силу торможения;

г) выключить двигатель и нажать на тормоз.

15. При аварийном (срочном) торможении вы не должны:

а) крепко держать рулевое колесо;

б) нажимать на педаль тормоза как можно быстрее;

в) выключать двигатель;

г) подавать сигнал водителям, движущимся сзади.

16. В случае необходимости быстрой остановки:

а) надо тормозить короткими нажатиями на педаль тормоза;

б) выключить двигатель и включить стояночный тормоз;

в) резко нажать на тормоз;

г) резко повернуть рулевое колесо влево и нажать на тормоз.

17. Занос автомобилей чаще всего возникает:

а) при движении по дороге с асфальтовым покрытием;

б) на поворотах дорог с плохим покрытием при резком торможении;

в) при движении задним ходом.

18. Вероятность заноса вашего автомобиля будет наибольшей, если вы:

а) снижаете скорость перед подъездом к скользкому участку дороги;

б) переключаете пониженную передачу при подъезде к спуску дороги;

в) выезжаете на поворот дороги на большой скорости;

г) движетесь по скользкой дороге с равномерной скоростью, не меняя направления движения.

19. Для безопасного выполнения поворота на скользкой дороге надо:

а) круче поворачивать колеса автомобиля;

б) тормозить при выполнении поворота;

в) медленно снижать скорость перед поворотом;

г) преодолевать поворот в режиме контролируемого заноса.

20. При буксировке прицепа надо:

а) не пользоваться торможением двигателем;

б) набирать скорость постепенно;

в) управлять автомобилем так же, как и без прицепа;

г) начинать движение на повышенной передаче, сильно нажимая на педаль газа.

Правильные ответы:

1 - г: 11 - б;
2 - з; 12 - г;
3 - б; 13 - а;
4 - е; 14 - б;
5 - а; 15 - в;
6 - в; 16 - а;
7 - б; 17 - б;
8 - г; 18 - в;
9 - г; 19 - в;
10 -в; 20 - б.

Безопасность дорожного движения