Выбор скоростного режима

Умение выбирать правильную скорость движения очень важно для водителя. Выбор чрезмерной для данных условий скорости движения приводит к следующим опасным последствиям:

— увеличивается вероятность съезда с проезжей части в результате заноса;

— уменьшается время, имеющееся у водителя для избежания ДТП при появлении опасности;

— увеличивается остановочный путь;

— увеличивается сложность выполнения избегающего маневра;

— увеличивается тяжесть последствий при возникновении ДТП.

При выборе безопасной скорости движения необходимо учитывать следующие факторы:

состояние дорожного покрытия, условия видимости, плотность движения, скорость транспортного потока;

При движении по скользкому покрытию необходимо снижать скорость. Ниже перечислены некоторые ситуации, при движении в которых следует снизить скорость:

— в холодную и мокрую погоду тень, падающая от зданий и деревьев, может скрывать места, покрытые льдом. Такие участки дороги замерзают в первую очередь, а оттаивают в последнюю;

— мосты и эстакады также могут быть в некоторых местах покрыты льдом. Эти сооружения обычно замерзают раньше, чем дорога;

— если в жаркую погоду начинает идти дождь, в первые минуты дорога может быть очень скользкой. В это время жидкие нефтепродукты покрывают дорогу скользкой пленкой, впоследствии она смывается дождем;

— при температуре близкой к точке замерзания лед становится мокрым и более скользким, чем при температуре ниже нуля.

При скоростях до 60 км/ч в большинстве случаев шины "вытирают" воду с поверхности дороги, подобно тому, как стеклоочиститель вытирает воду с ветрового стекла. При более высокой скорости шины автомобиля недостаточно хорошо "вытирают" дорогу и начинают катиться по тонкой пленке воды, подобно водным лыжам. Это явление называется "аквапланирование". При сильном дожде шины могут потерять контакт с дорогой на скорости более 80 км/ч полностью. Шины со стертым протектором теряют контакт с дорогой при более низких скоростях. Наилучшим способом избежать аквапланирования является снижение скорости движения.

Условия видимости в большой степени определяют величину безопасной скорости. В темное время суток следует двигаться с такой скоростью, при которой можно остановить автомобиль на расстоянии, видимом в свете фар. Следует учитывать, что увидеть объект ночью значительно сложнее, чем днем.

Во время сильного дождя, снежного бурана или густого тумана видимость обстановки не превышает 30 м, поэтому скорость не должна быть выше 50 км/ч. При очень сильном дожде лучше всего съехать с дороги и переждать пока видимость не улучшится. Деревья, кусты или здания, находящиеся возле пересечений, ограничивают видимость обстановки на примыкающих дорогах, поэтому при подъезде к пересечениям с закрытым обзором следует снизить скорость и двигаться как можно медленнее.

Приближаясь к повороту или перелому дороги после крутого подъема, следует снизить скорость, так как обстановка впереди не видна.

При проезде мимо стоящих автомобилей следует двигаться медленнее, так как из-за них может появиться пешеход, или стоящий автомобиль может неожиданно начать движение.

При движении в плотном транспортном потоке значительно сокращается свободное пространство вокруг автомобиля и время, имеющееся для избежания столкновения.

В качестве особо опасных участков при движении в плотном транспортном потоке можно выделить следующие:

— торговые центры, автомобильные стоянки. В этих местах создается большая концентрация автомобилей и пешеходов, движущихся в различных направлениях;

— узкие мосты и тоннели;

— выезды на магистральную дорогу. На этих участках автомобили перестраиваются при выезде и въезде с пересечения;

— школы, жилые кварталы. На этих участках могут появиться дети, перебегающие дорогу.

Наиболее безопасной скоростью при движении в плотном транспортном потоке является скорость, соответствующая средней скорости движения потока. Если двигаться быстрее транспортного потока, возникает необходимость обгона, опасность которого в таких условиях движения особо велика. Движение со скоростью меньшей скорости потока приводит к тому, что сзади скапливаются автомобили, что увеличивает вероятность попутного столкновения. Если вы видите, что вас часто обгоняют, увеличьте скорость движения или перестройтесь на крайнюю правую полосу движения.

При въезде на автомагистраль двигайтесь со скорость транспортного потока. Не останавливайтесь в конце полосы ускорения, иначе у вас не будет достаточного места для набора необходимой скорости, а водитель, следующий за вами, может не ожидать торможения с вашей стороны. Если вам необходимо остановиться и подождать пока в транспортном потоке появится достаточный интервал для въезда на дорогу, сделайте это до того, как окажитесь в конце полосы ускорения.

Находясь на проезжей части, следует двигаться со скоростью потока. Если вы сворачиваете с дороги, постарайтесь не снижать скорость слишком рано.

Если вы нагоняете медленно движущееся транспортное средство, не тормозите резко, а снижайте скорость заранее. Следите за большегрузными автомобилями и небольшими автомобилями с маломощными двигателями. Они теряют скорость на длинных и крутых подъемах. При въезде в транспортный поток таким автомобилям требуется больше времени для набора скорости.

Тест 2. Выбор скоростного режима

1. Наиболее безопасной скоростью при движении в транспортном потоке является:

а) скорость на 10 км/ч ниже средней скорости потока;

б) скорость на 10 км/ч выше средней скорости транспортного потока;

в) скорость, равная средней скорости потока;

г) скорость, не превышающая разрешенные пределы.

2. При управлении автомобилем особенно важно периодически проверять:

а) уровень масла в двигателе;

б) температуру в двигателе;

в) индикатор аккумулятора;

г) спидометр.

3. Если при движении по дороге вы видите впереди ухабы и рытвины:

а) продолжайте двигаться с той же скоростью;

б) увеличьте скорость движения;

в) снижайте скорость движения и внимательно смотрите на дорогу;

г) резко тормозите.

4. Если вы видите дорожный знак, предупреждающий о плохой дороге впереди:

а) снижайте скорость движения;

б) быстро тормозите;

в) остановитесь и проверьте состояние дороги впереди;

г) примите вправо и продолжайте двигаться с той же скоростью.

5. При движении на скользкой дороге:

а) посильнее нажимайте на тормоз при необходимости снижения скорости;

б) снижайте скорость как можно более плавно;

в) почаще меняйте скорость движения;

г) сократите дистанцию до впереди движущегося автомобиля.

6. Если во время вашего движения начался дождь:

а) будьте осторожны и снизьте скорость движения, так как дождь, реагируя с нефтепродуктами, входящими в состав покрытия дороги, делает ее поверхность скользкой;

б) не снижайте скорость движения, если дождь не станет очень сильным;

в) если вы находитесь недалеко от пункта назначения, прибавьте скорость, чтобы двигаться под дождем как можно меньше времени;

г) остановитесь и переждите, пока дождь не закончится.

7. Если дорога, по которой вы движетесь, покрыта слоем воды:

а) не снижайте скорость движения;

б) увеличьте скорость, если при движении возникает хлюпающий звук;

в) увеличьте дистанцию до лидирующего транспортного средства, особенно, если это грузовой автомобиль;

г) увеличьте скорость движения, если чувствуете, что колеса вашего автомобиля теряют контакт с дорогой.

8. Если на пути вашего движения находится глубокая лужа, проезжайте ее:

а) на небольшой скорости и низкой передаче;

б) на небольшой скорости и высокой передаче;

в) на большой скорости и низкой передаче;

г) на большой скорости и высокой передаче.

9. Если вы видите, что участок дороги впереди покрыт влажными листьями, надо:

а) резко повернуть руль, чтобы объехать этот участок дороги;

б) снять ногу с педали газа, как только вы въехали на этот участок дороги;

в) снять ногу с педали тормоза при движении по этому участку;

г) при движении как можно чаще поворачивать рулевое колесо то вправо, то влево, чтобы улучшить контакт шин с дорогой.

10. Лед на дорожном покрытии становиться особенно скользким, когда температура воздуха:

а) выше точки замерзания воды;

б) ниже точки замерзания воды;

в) около точки замерзания воды;

г) значительно ниже точки замерзания воды.

11. Если при движении по дороге вы попадаете на обледенелый участок, надо:

а) снизить скорость движения сразу после въезда на такой участок;

б) при движении по такому участку поддерживать равномерную скорость движения;

в) увеличить скорость при движении по этому участку.

12. При движении на подъеме дороги, покрытом снегом или льдом, надо:

а) несколько увеличить скорость после прохождения начала подъема;

б) снижать скорость по мере прохождения подъема;

в) равномерно нажимать на педаль газа;

г) слегка снизить скорость в начале подъема.

13. Если вы начинаете движение по пологому и длинному спуску дороги, покрытому снегом или льдом, для обеспечения безопасности надо:

а) снизить скорость перед началом спуска и затем постоянно нажимать на педаль тормоза;

б) перейти на пониженную передачу перед началом спуска и стараться не тормозить в процессе движения на спуске;

в) двигаться на нейтральной передаче;

г) увеличивать скорость движения по мере прохождения спуска.

14. При движении в сильном тумане надо:

а) включить дальний свет фар;

б) снизить скорость движения;

в) уменьшить дистанцию до лидирующего автомобиля;

г) не смотреть на дорожную разметку.

15. При приближении к нерегулируемому перекрестку надо:

а) увеличить скорость движения;

б) снизить скорость движения настолько, чтобы иметь возможность остановиться не выезжая на перекресток;

в) двигаться с постоянной скоростью;

г) резко тормозить.

16. Если вы подъезжаете к перекрестку с ограниченным обзором, надо:

а) остановиться в центре перекрестка и осмотреть обстановку;

б) замедлить скорость движения и подать звуковой сигнал;

в) остановиться у перекрестка и затем медленно выезжать на него, внимательно осматривая обстановку в зоне ограниченной видимости;

г) увеличить скорость и как можно быстрее проехать опасный перекресток.

17. Если вы подъезжаете к повороту дороги после движения по прямому участку, надо:

а) поддерживать прежнюю скорость и двигаться как можно правее;

б) посмотреть на спидометр и снизить скорость до величины, соответствующей условиям движения на данном повороте;

в) тормозить в процессе всего движения на повороте;

г) увеличить скорость движения.

18. При движении в городе надо:

а) двигаться с максимальной разрешающей скоростью;

б) держаться ближе к стоящим у тротуара автомобилям;

в) увеличивать скорость при приближении к перекрестку;

г) избегать резких разгонов от светофора к светофору.

Правильные ответы: 1-в; 2-г; 3-в; 4-а; 5-б; 6-а; 7-в; 8-а; 9-в; 10-в; 11-б; 12-в; 13-б; 14-б; 15-б; 16-в; 17-0; 18-г;

Безопасность дорожного движения