Основы технического обслуживания. Виды и периодичность технического обслуживания

Техническое обслуживание (ТО) автомобиля — это комплекс технических мероприятий, которые проводятся с целью поддержания автомобиля в технически исправном состоянии, уменьшения интенсивности изнашивания деталей и предупреждения неисправностей.

ТО проводится в плановом порядке. Различают ежедневное обслуживание (ЕТО), первое (ТО-1), второе (ТО-2), сезонное (СТО), а также техническое обслуживание по талонам сервисной книжки автомобиля.

Периодичность ТО определяется производителем автомобиля, при этом межсервисный пробег или интервалы между ТО могут сокращаться в зависимости от условий и интенсивности эксплуатации автомобиля.

Как правило, техническое обслуживание нового автомобиля, находящегося в личном пользовании, проводят после обкатки (через 2... 3 тыс. км пробега), а затем через каждые 15 тыс. км (ТО-1) и каждые 30 тыс. км пробега (ТО-2). Сезонное ТО проводят два раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и холодное время года. Перечень контрольно-осмотровых и регламентных работ указан в сервисной книжке автомобиля.

Меры безопасности при проведении ТО. При самостоятельном проведении ТО владелец автомобиля должен обязательно соблюдать меры предосторожности. Вот некоторые из них.

Работа двигателя в закрытых помещениях допускается только для заезда и выезда автомобиля. Помещение (гараж), где проводятся работы, должно хорошо проветриваться и освещаться. В качестве дополнительных источников света следует применять переносные электрические лампы напряжением не выше 36 В.

При работе с бензином и смазочными материалами нельзя курить и пользоваться открытым огнем. В случае воспламенения нефтепродуктов пламя сбивают огнетушителем, засыпают землей или прикрывают брезентом. Запрещается тушить загоревшиеся нефтепродукты водой, так как они всплывают на поверхность и горят еще сильнее.

Нельзя устранять неисправности, регулировать, смазывать и очищать автомобиль при работающем двигателе (за исключением особо оговоренных случаев). Опасность представляют любые открытые движущиеся (вращающиеся) детали и их приводы. Если двигатель горячий, возможно автоматическое включение электровентилятора системы охлаждения. При касании руками высоковольтных проводов системы зажигания на работающем двигателе можно получить сильный удар током.

Сливая горячее масло, будьте осторожны: можно получить ожоги. Не открывайте крышки радиатора и расширительного бачка, пока двигатель не остыл, — возможен выброс горячей жидкости или пара. Ожоги можно получить также при работе с аккумуляторной батареей: электролит, которым она заполнена, представляет собой раствор серной кислоты.

Технические жидкости, применяемые на автомобиле, особенно бензин, охлаждающая и тормозная жидкости, ядовиты при попадании в организм человека. Во время технического обслуживания автомобиля не принимайте пищу, а по окончании работ тщательно очищайте и мойте руки.

Безопасность работы во многом зависит от исправности применяемого инструмента. Нельзя применять ключи, не соответствующие размерам гаек, а также с поврежденным («раскрытым») зевом, отвертки со скругленным или скрученным лезвием, пассатижи с незакрепленными пластмассовыми ручками, молотки с плохо насаженной головкой и др. Вместо рожковых ключей удобнее применять накидные (кольцевые) ключи или торцевые головки. Запрещается удлинять ключи воротками и трубами, кроме входящих в набор инструмента.