Ведущий мост

У автомобилей с классическим приводом вращение передается от ведомого вала коробки передач на ведущие колеса через карданный вал 4 (см. рис. 20) и ведущий мост 9. Карданная передача предназначена для передачи вращения от вала коробки передач к валу ведущего моста, оси которых могут смещаться при движении. Карданные шарниры, расположенные по краям вала, позволяют передавать вращение от вала коробки передач на ведущий вал 6 главной передачи под некоторым углом.

Ведущий мост заднеприводного автомобиля состоит из главной передачи и полуосей 10 задних колес. Главная передача включает в себя пару конических шестерен: малую ведущую 7 и ведомую 8 большего размера.

Конические шестерни позволяют передать вращение на ведущие колеса под прямым углом и увеличить крутящий момент или силу тяги на колесах.

На переднеприводных автомобилях главная передача 6 (см. рис. 21) устанавливается в едином корпусе (картере) с механизмом коробки передач 1. От полуосевых шестерен дифференциала 5 получают вращение приводные валы 4 и 7, которые, в свою очередь, вращают колеса 8 автомобиля. На большинстве переднеприводных автомобилей валы коробки передач перпендикулярны направлению движения автомобиля, а шестерни главной передачи выполняются цилиндрическими с косыми зубьями.

На автомобилях с различным типом привода, с главной передачей конструктивно объединен дифференциал. Дифференциал — это устройство, позволяющее ведущим колесам вращаться с разной скоростью и проходить различный путь при движении по неровной дороге или в поворотах.

Коробка (корпус) дифференциала закреплена на ведомой шестерне 2 (рис. 27) главной передачи. В коробке установлены две полуосевых шестерни 3, в которые входят концы полуосей б заднеприводного автомобиля или концы приводных валов переднеприводного автомобиля. На противоположных концах полуосей и валов закреплены ведущие колеса. Таким образом, ведущая ось автомобиля, независимо от типа его привода, оказывается как бы «разрезанной» на две части.

Схема работы ведущего моста

Рис.27. Схема работы ведущего моста

Полуосевые шестерни «связаны» между собой двумя или четырьмя сателлитами 4 — шестернями меньшего размера. Ось 1 (или оси) сателлитов закреплена в коробке дифференциала. Когда автомобиль движется по прямой (рис. 27, а), вместе с ведомой шестерней вращается коробка дифференциала, при этом сателлиты неподвижны относительно полуосевых шестерен, и полуоси, а следовательно, и ведущие колеса автомобиля вращаются с одинаковой частотой. При повороте автомобиля (рис. 27, б) сателлиты 4 поворачиваются на своей оси и полуосевые шестерни получают возможность вращаться с различной частотой. Соответственно, наружное (по отношению к центру поворота) колесо 7 проходит больший путь, чем внутреннее, и наружная полуось вращается с большей скоростью.

На отдельных моделях автомобилей предусмотрены дифференциалы с принудительной или автоматической блокировкой. В тяжелых условиях движения (на песчаных, заснеженных дорогах или бездорожье) такой дифференциал блокируется, «связывая» полуоси. Это позволяет обеспечить тягу на обоих ведущих колесах и успешнее преодолевать трудные участки. На полноприводных автомобилях дифференциалами оборудуются оба ведущих моста. Некоторые полноприводные автомобили оснащаются межосевым дифференциалом, «разрывающим» жесткую связь переднего и заднего мостов и позволяющим передним и задним ведущим колесам вращаться с «индивидуальной» частотой.

Для смазывания шестерен главной передачи и дифференциала, как и для смазывания деталей коробки передач, на автомобилях всех типов применяется трансмиссионное масло. Следует помнить, что главные передачи гипоидного типа (с особым расположением зубьев шестерен — гипоидным) наиболее «требовательны» к уровню качества, чистоте и регулярности замены масла.