Стартер

Электрический стартер служит для пуска двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока, преобразующий электрическую энергию аккумуляторной батареи в механическую работу (вращение коленчатого вала).

Стартер (рис. 17) состоит из электродвигателя, механизма включения и тягового реле.

Схема стартера (включенное положение)

Рис.17. Схема стартера (включенное положение)

Механизм включения служит для соединения вала якоря стартера с маховиком двигателя.

При включении стартера поворотом ключа в замке зажигания 5 ток через реле 4 подается от аккумуляторной батареи на обмотку тягового реле 3. При этом его сердечник 7 перемещается образовавшимся магнитным полем вправо, замыкая контакты 6 на обмотке 8 электродвигателя. Вал электродвигателя начинает вращаться, одновременно сердечник тягового реле перемещает рычаг 2 муфты, и ее приводная шестерня 1 входит в зацепление с зубчатым венцом маховика 11. При этом начинают вращаться маховик и коленчатый вал двигателя.

Запуск исправного двигателя происходит в течение 2... 5 с с момента работы стартера. Если двигатель не запустился, повторно включать стартер можно лишь через 30... 40 с. После четырех-пяти неудачных попыток пуска следует прекратить включения стартера и выяснить причину неисправности двигателя. Включать стартер более чем на 10... 15 с не следует: неисправный двигатель запустить все равно не удастся, а аккумуляторная батарея под действием больших нагрузок быстро разрядится и придет в негодность.

После запуска двигателя отпускают ключ в замке зажигания, и он возвращается в исходное положение. Электрическая цепь стартера обесточивается и подвижный сердечник 7 вместе с рычагом 2 и шестерней 1 занимают тоже исходное положение.