Медицинская помощь

Погрузка и эвакуация пострадавшего

С окончанием мероприятий первой медицинской помощи уточняется вид попутного транспорта, мероприятия по его дооборудованию и выбор лечебного учреждения.

Для размещения лежачих раненых без носилок кузов грузового автомобиля застилается толстым слоем сена (соломы), который сверху покрывается брезентом или одеялами. Сидячих раненых можно размещать и на сиденьях из досок. Под ручки носилок с лежачими пострадавшими для амортизации кладется по паре соломенных снопов или по две вязанки хвороста.

Пострадавшему придают наиболее щадящее положение, которое не мешает дыханию и кровообращению и уменьшает боль. Такое положение определяется видом ранения и составляет важный элемент в мероприятиях первой медицинской помощи — от него в значительной степени зависят результаты последующего лечения, а иногда и жизнь.

Положение раненого лежа на боку считается наиболее устойчивым и называется стабилизированным. Оно не мешает проведению искусственного дыхания и эффективно препятствует аспирации. Для раненых в бессознательном состоянии оно наиболее удобно.

На спине транспортируются пострадавшие, находящиеся в сознании, с ранениями позвоночника и конечностей, а также в голову при отсутствии шока. В этом случае под голову кладут изголовье.

На спине с согнутыми в коленях ногами (через валик) транспортируются пострадавшие с ранениями ори нов брюшной полости и при переломах костей таза.

Положение на спине с приподнятыми ногами и опущенной головой (на носилках с приподнятым ножным концом до 10-15°) придается находящимся в шоке или потерявшим много крови.

Полусидячее положение (на носилках лежачее при высоком изголовьи и приподнятом головном конце носилок до 10-15°) придается раненым в шею, грудь и верхние конечности.

В полусидячем положении с согнутыми в коленях ногами (через валик) можно транспортировать раненых с повреждением мочеполовых органов, брюшной полости и грудной клетки.

Сопровождающий должен приготовить и взять с собой все необходимое для оказания помощи в пути, особенно противошоковые средства, независимо от продолжительности дороги. Перед погрузкой в автомобиль он проверяет состояние повязок и надежность иммобилизации. Для погрузки и выгрузки пострадавшего требуется не менее трех человек, из которых один должен находиться в кузове машины. В пути сопровождающий наблюдает за дыханием и пульсом, за повязкой и иммобилизацией, за поведением пострадавшего и появлением рвотных движений. Сопровождающему нельзя оставлять пострадавшего, он должен оказывать помощь в пути и успокаивать его надеждой на благополучный исход.

На выбор лечебного учреждения влияет категория и расстояние. В крупных больницах имеется больше возможности для оказания специализированной медицинской помощи и, если она находится близко, пострадавшего лучше эвакуировать в нее, минуя ближайшие медицинские пункты. Однако при значительных расстояниях пострадавшего целесообразнее доставить в ближайший медицинский пункт, где он будет осмотрен медицинским работником, при необходимости получит дополнительную медицинскую помощь и за ним будет установлено медицинское наблюдение.

По прибытии в лечебное учреждение сопровождающий, не вынося пострадавшего из машины, приглашает дежурного медицинского работника для его осмотра и решения последующих действий. Он информирует врача, какая помощь была оказана раненому на месте и в пути. Дальнейшие действия сопровождающего определяются указаниями медицинского работника.