Пересечение сплошной линии и выезд на полосу встречного движения

Президент приказал снизить смертность на дорогах. Как проявить рвение? Очень просто: нужно взять КоАП и ПДД и найти новый способ лишения водителей прав – статистика улучшиться. Для этого больше всего подходит самая произвольная (от слова произвол) статья КоАП – 12.15.3. Ее применяют там, где только возможно, забывая, что объективная сторона такого правонарушения – движение навстречу потоку. К сожалению, ВС вместе с ГАИ включился в улучшение показателей и выпустил Постановление Пленума №18 от 24.10.06. Примечательно, Постановления Пленума обязательны для судей и ГАИ (Закон о судоустройстве РСФСР, ст.56). Обратите на это внимание инспектора, если тот начинает говорить, что его волнуют только ПДД, а не какой-то суд.

Итак, ездить вы будете по ПДД, а судить о правильности вашей езды будут по этому Постановлению.

Первоисточник, п.12.15.3, нарушением является: «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения.» Далее цитирую Постановление:

Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях (т.е. ВС дает исчерпывающий список нарушений, попадающих под 12.15.3. Например, нарушение п.8.6 ПДД в границах перекрестка или радиуса поворота автомобиля под эту статью подвести уже нельзя.):

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3; (В ПДД выделенный жирным шрифтом текст отсутствует. Такая трактовка называется «расширительное толкование». Фактически ВС вводит новую объективную сторону нарушения, а именно, расположение автомобиля по отношению к потокам до маневра. Сразу же обращаю внимание на упоминание разметки (1.3 – двойная разделительная). Нет разметки – нет наказания.)

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД) (Трех полос без разметки не бывает, с учетом предыдущего пункта, разворачиваться и поворачивать налево через встречную полосу нельзя);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД) (В конце подъема, и на участках дорог с ограниченной видимостью должны стоять соответствующие знаки, см. Ограничение видимости);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД). (Трамвайные пути – не проезжая часть (п.1.2 ПДД), т.е. 12.15.3 не применима, хотя движение по путям встречного трамвая запрещено. За основу решения ВС принята формулировка ГАИ (Указание ГУ ГИБДД от 10 апреля 2003 года N 13/4-47): раз на одном уровне с дорогой, проехать можно – значит проезжая часть. Здесь вновь расширительное толкование. Если следовать такой логике, то можно сказать: «исходя из общих положений Правил, тротуар не входит в состав проезжей части. При этом п.9.9 (12.1-2) разрешает заезжать в определенных случаях на тротуар. Следовательно, в этих случаях тротуары, расположенные справа на одном уровне с проезжей частью, считаются ее составной частью. Исходя из изложенного, выезд на тротуары попутного направления является движением по проезжей части.»)

Т.о. трамвайные пути приравняли к еще одной полосе движения. С учетом п. а) разворот и поворот налево через встречные трамвайные пути попадают под п.12.15.3. Здесь опять переписаны ПДД: отменен п.8.8 в плане пересечения трамвайных путей).

Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.
Конец цитаты.

Внимание на знак «Дорога с односторонним движением»: при выезде с прилегающей территории, на которую можно заехать только с участка дороги, обозначенным этим знаком, никакого знака вы не увидите. Нарушив знак, который установлен далеко от места выезда, вы можете лишиться прав (п. 5.6.8 ГОСТ Р 52289-2004)